КЛЕВИЦКИЙ Виктор Витальевич

E-mail: vikl@s43.msk.su

рабочий тел.: (095) 433-5665

 

 

Кратко о себе.
Учитель физики, Московская гимназия на Юго-Западе N1543. Родился в 1972 году в Туле. В гимназии работаю с 1996 года. До этого работал в школе N14 (начал работать еще в 1993 году, будучи студентом физического факультета МГУ им.М.В.Ломоносова). Получив диплом в 1995 году, поступил в аспирантуру, однако совмещать науку (в экспериментальной лаборатории) со школой оказалось нереальным. Выбрал школу. В 1997 году перехожу в аспирантуру физического факультета МПГУ, а в 1999 году защищаю диссертацию, посвященную использованию в школе современных компьютерно-измерительных систем. В гимназии работаю с учениками всех возрастов - от 6-го до 11-го классов.

О том, как все начиналось.
То, что именно физика (а не биология и не химия) стала моей специальностью - и закономерно, и случайно. Закономерно, потому что меня всегда интересовали обобщения, хотелось найти универсальную и лаконичную первооснову, объясняющую все многообразие жизни - и с другой стороны нравилось экспериментировать. Случайно - потому что судьба могла сложиться иначе, если бы не мой учитель физики, Борис Анатольевич Слободсков - заслуженный учитель РСФСР, замечательный человек, ныне, к сожалению, ушедший от нас. Курс для углубленного изучения физики под редакцией Г.Я.Мякишева (вышедший в издательстве "Дрофа"), в создании которого Борис Анатольевич принял активное участие, и сейчас считаю образцовым курсом для работы в физматклассах.

О том, как все продолжается.
И еще за одну колоссальную удачу я должен быть благодарен судьбе - за то, что в 1996 окзалася в составе педколлектива гимназии N1543. Впрочем, не только судьбе, но и, конечно же, нашему замечательному директору Юрию Владимировичу Завельскому. Атмосфера творчества, интеллектуального труда, самоотдачи и искренности - этот потрясающий сплав захватил меня с первых месяцев работы. Атмосфера, когда хочется учиться у коллег - и есть у кого, и необходимо все время совершенствоваться - ведь уровень учеников таков, что они не простят халтуры, поверхностности, формализма, непрофессионализма. За это я очень люблю гимназию - за этот постоянный вызов, за указание горизонта, к которому нужно и хочется стремиться. И, кроме того - за настоящую, плотную, яркую жизнь - за спектакли, капустники, горные походы...

О педагогическом "кредо" (не побоимся этого слова).
Изначально мне кажется, школа должна быть для ученика, а не ученик для школы. То есть в конечном счете все наши усилия должны быть направлены вовсе не на обучение своему предмету, а, с одной стороны, на раскрытие и развитие способностей учеников, с другой стороны - на вовлечение их в "удивительный танец жизни", открытие неизвестных им сторон, нетривиальных взаимосвязей, осознание единства всего существующего, и т.п. Естественно, и то, и другое - на примере своего предмета. Но это - лишь в конечном счете, это достаточно отдаленная цель. И это все-таки лирика. А физика - это не только философские размышления о применимости второго начала термодинамики к нашей Вселенной в целом, но и умение решить достаточно скучную задачу о двух телах (лежащих на наклонных плоскостях с разными углами), связанных нитью, перекинутой через блок - хорошо еще если блок невесомый. Все-таки кому-то из учеников еще и в институт поступать. Так что приходится совмещать, что называется, приятное с полезным.

О надеждах.
Чему же мы все-таки хотим учить и когда испытываем чувство профессионального удовлетворения? Лично я его испытываю, если:

- ученик 6-го и далее классов для ответа на какой-либо вопрос из области естественных наук имеет рефлекс не искать, высунув язык, ответ в умных книгах (или в интернете!) а провести самостоятельный эксперимент (или хотя бы провести его в дополнение к книгам);

- ученик гуманитарного (и не только) класса понимает, что не бывает одной "истинной" картины мира, пришедшей на смену предрассудкам, а бывают лишь теории, имеющие свои области применимости - и что это не только в физике так;

- ученица гуманитарного класса в качестве ассоциации на слово физика выдает не слова "загруз", "занудство", "заумь", а, например, слова "полёт", "радуга", "радио", "кристалл", "невесомость", "космос";

- ученик физматкласса умеет достаточно свободно оперировать различными языками физики - словесное описание явлений, математические расчеты и их анализ, графики, а к 11 классу - идея дифференциального уравнения для описания процессов;

- и самое главное - если человек любит внимательно глядеть вокруг, задавать вопрос "почему?" и не уставать удивляться происходящему вокруг нас.

О том, что наиболее интересно.
Вначале о том, что было наиболее интересно недавно. Компьютерно-измерительные системы, в которых компьютер - не самоцель, а лишь инструмент для физика-экспериментатора, открывающий некие новые горизонты. Об этом моя диссертация, и на эту тему есть весьма интересный опыт работы. Теперь о том, что наиболее интересно сейчас. В первую очередь - курс физики 6-7-8 классов. Есть ощущение, что его можно сделать лучше, в первую очередь усилив роль собственных экспериментов школьников. Сейчас работаю вместе с нашими биологами (курс для 6 класса называется "Биолого-физический практикум"). Очень интересно, если кто-нибудь еще занимается чем-нибудь подобным. А еще вместе с коллегами-физиками пытаемся реализовать сильную идею физического практикума как годового курса в старших классах. Здесь тоже очень было бы интересно обменяться опытом.

Об ЛМШ.
ЛМШ - это Летняя Многопрофильная Школа в Тульской области, очень существенная часть моей сегодняшней жизни. С 1998 года являюсь одним из ее организаторов (а вообще-то ЛМШ более 10 лет). Основной состав коллектива - студенты, аспиранты и выпускники МФТИ, разных факультетов МГУ, 2-го мединститута и других вузов. Об ЛМШ, о ее учебной и культурной программах могу рассказывать бесконечно. На самом деле у нас все-таки совсем скоро появится свой сайт, где все будет несколько подробнее.

Пишите письма по электронной почте - буду рад познакомиться с единомышленниками.

 

Зназад