Кратко о
себе.
Учитель физики, Московская гимназия на
Юго-Западе N1543. Родился в 1972 году в Туле. В
гимназии работаю с 1996 года. До этого работал в
школе N14 (начал работать еще в 1993 году, будучи
студентом физического факультета МГУ
им.М.В.Ломоносова). Получив диплом в 1995 году,
поступил в аспирантуру, однако совмещать науку (в
экспериментальной лаборатории) со школой
оказалось нереальным. Выбрал школу. В 1997 году
перехожу в аспирантуру физического факультета
МПГУ, а в 1999 году защищаю диссертацию,
посвященную использованию в школе современных
компьютерно-измерительных систем. В гимназии
работаю с учениками всех возрастов - от 6-го до
11-го классов.
О том, как все начиналось.
То, что именно физика (а не биология и не химия)
стала моей специальностью - и закономерно, и
случайно. Закономерно, потому что меня всегда
интересовали обобщения, хотелось найти
универсальную и лаконичную первооснову,
объясняющую все многообразие жизни - и с другой
стороны нравилось экспериментировать. Случайно -
потому что судьба могла сложиться иначе, если бы
не мой учитель физики, Борис Анатольевич
Слободсков - заслуженный учитель РСФСР,
замечательный человек, ныне, к сожалению, ушедший
от нас. Курс для углубленного изучения физики под
редакцией Г.Я.Мякишева (вышедший в издательстве
"Дрофа"), в создании которого Борис
Анатольевич принял активное участие, и сейчас
считаю образцовым курсом для работы в
физматклассах.
О том, как все продолжается.
И еще за одну колоссальную удачу я должен быть
благодарен судьбе - за то, что в 1996 окзалася в
составе педколлектива гимназии N1543. Впрочем, не
только судьбе, но и, конечно же, нашему
замечательному директору Юрию Владимировичу
Завельскому. Атмосфера творчества,
интеллектуального труда, самоотдачи и
искренности - этот потрясающий сплав захватил
меня с первых месяцев работы. Атмосфера, когда
хочется учиться у коллег - и есть у кого, и
необходимо все время совершенствоваться - ведь
уровень учеников таков, что они не простят
халтуры, поверхностности, формализма,
непрофессионализма. За это я очень люблю
гимназию - за этот постоянный вызов, за указание
горизонта, к которому нужно и хочется стремиться.
И, кроме того - за настоящую, плотную, яркую жизнь -
за спектакли, капустники, горные походы...
О педагогическом "кредо" (не побоимся
этого слова).
Изначально мне кажется, школа должна быть для
ученика, а не ученик для школы. То есть в конечном
счете все наши усилия должны быть направлены
вовсе не на обучение своему предмету, а, с одной
стороны, на раскрытие и развитие способностей
учеников, с другой стороны - на вовлечение их в
"удивительный танец жизни", открытие
неизвестных им сторон, нетривиальных
взаимосвязей, осознание единства всего
существующего, и т.п. Естественно, и то, и другое -
на примере своего предмета. Но это - лишь в
конечном счете, это достаточно отдаленная цель. И
это все-таки лирика. А физика - это не только
философские размышления о применимости второго
начала термодинамики к нашей Вселенной в целом,
но и умение решить достаточно скучную задачу о
двух телах (лежащих на наклонных плоскостях с
разными углами), связанных нитью, перекинутой
через блок - хорошо еще если блок невесомый.
Все-таки кому-то из учеников еще и в институт
поступать. Так что приходится совмещать, что
называется, приятное с полезным.
О надеждах.
Чему же мы все-таки хотим учить и когда
испытываем чувство профессионального
удовлетворения? Лично я его испытываю, если:
- ученик 6-го и далее классов для ответа на
какой-либо вопрос из области естественных наук
имеет рефлекс не искать, высунув язык, ответ в
умных книгах (или в интернете!) а провести
самостоятельный эксперимент (или хотя бы
провести его в дополнение к книгам);
- ученик гуманитарного (и не только) класса
понимает, что не бывает одной "истинной"
картины мира, пришедшей на смену предрассудкам, а
бывают лишь теории, имеющие свои области
применимости - и что это не только в физике так;
- ученица гуманитарного класса в качестве
ассоциации на слово физика выдает не слова
"загруз", "занудство", "заумь", а,
например, слова "полёт", "радуга",
"радио", "кристалл", "невесомость",
"космос";
- ученик физматкласса умеет достаточно
свободно оперировать различными языками физики -
словесное описание явлений, математические
расчеты и их анализ, графики, а к 11 классу - идея
дифференциального уравнения для описания
процессов;
- и самое главное - если человек любит
внимательно глядеть вокруг, задавать вопрос
"почему?" и не уставать удивляться
происходящему вокруг нас.
О том, что наиболее интересно.
Вначале о том, что было наиболее интересно
недавно. Компьютерно-измерительные системы, в
которых компьютер - не самоцель, а лишь
инструмент для физика-экспериментатора,
открывающий некие новые горизонты. Об этом моя
диссертация, и на эту тему есть весьма интересный
опыт работы. Теперь о том, что наиболее интересно
сейчас. В первую очередь - курс физики 6-7-8 классов.
Есть ощущение, что его можно сделать лучше, в
первую очередь усилив роль собственных
экспериментов школьников. Сейчас работаю вместе
с нашими биологами (курс для 6 класса называется
"Биолого-физический практикум"). Очень
интересно, если кто-нибудь еще занимается
чем-нибудь подобным. А еще вместе с
коллегами-физиками пытаемся реализовать сильную
идею физического практикума как годового курса в
старших классах. Здесь тоже очень было бы
интересно обменяться опытом.
Об ЛМШ.
ЛМШ - это Летняя Многопрофильная Школа в Тульской
области, очень существенная часть моей
сегодняшней жизни. С 1998 года являюсь одним из ее
организаторов (а вообще-то ЛМШ более 10 лет).
Основной состав коллектива - студенты, аспиранты
и выпускники МФТИ, разных факультетов МГУ, 2-го
мединститута и других вузов. Об ЛМШ, о ее учебной
и культурной программах могу рассказывать
бесконечно. На самом деле у нас все-таки совсем
скоро появится свой сайт, где все будет несколько
подробнее.
Пишите письма по электронной почте - буду рад
познакомиться с единомышленниками.