Наши учредители:
|
Инклюзивное образование. Начало пути
Дорогу осилит идущий
В связи с вхождением ГОУ СОШ № 518 в программу включения детей с ограниченными возможностями здоровья в среду общеобразовательного класса, возрастает запрос со стороны родителей детей с проблемами в развитии на образовательные услуги в нашем учреждении. В настоящий момент в ГОУ СОШ № 518 имеются четыре параллели начальных экспериментальных классов. В каждом из этих классов наряду с обычными школьниками обучаются дети с вариантами нарушенного развития: аутическими реакциями, СКВ (синдром концентрации внимания), ЗПР (задержка психического развития), ДЦП (детский церебральный паралич).
В 2008-2009 учебном году в эксперимент вовлечены 86 обучающихся начального звена, 13 – из них - имеют ограниченные возможности здоровья, 4 - диагноз ДЦП, один ребенок перемещается с помощью сопровождающего на инвалидной коляске.
В 2007-2008 учебном году педагогический коллектив ГОУ СОШ № 518 разработал модель инновационного развития школы «Образование без барьеров».
Концепция программы развития школы «Образование без барьеров», созданная в рамках Образовательной программы ГОУ СОШ № 518 «От «Школы для всех» к «Школе для каждого»» выстраивается при анализе социального заказа, существующей ситуации в школе, выявления потенциальных "факторов роста", "факторов развития", которые имеются в образовательном учреждении.
Опираясь на основные принципы развития, заложенные в концепции модернизации «Российского образования на период до 2010 года», в основу модели школы «Образование без барьеров» положены три принципа, отраженные в высказывании А. Г. Асмолова «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают».
ГОУ средняя общеобразовательная школа № 518
своей основной миссией считает:
обеспечение равного доступа к получению образования и создание необходимых условий для достижения успеха всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, прежних учебных достижений, родного языка, культуры, социального и экономического статуса родителей, психических и физических возможностей.
Основную задачу нашей работы мы видим в создании необходимых условий для адаптации образовательного пространства школы нуждам и запросам каждого участника образовательного процесса.
Основываясь на анализе сложившейся ситуации в окружающем школу социуме, педагогический коллектив пришел к выводу о необходимости в дальнейшей своей работе реализовывать принципы доступности, непрерывности и вариативности образования от дошкольного до профессионального, а в качестве приоритетных выделяет следующие направления деятельности школы:
- - Построение в образовательном учреждении целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для адаптации, социализации, обучения, воспитания и полного достижения развития личности учащегося через интеграцию дошкольного, общего и дополнительного образования;
- - Вовлечение в социальную жизнь детей с особыми образовательными потребностями в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием физического, соматического и нервно-психического здоровья;
- - Создание единой психологически комфортной образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности;
- - Формирование у обучающихся положительного отношения к учению как главному условию личного роста, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы через включение детей в успешные виды деятельности (учебную, творческую, проектно-исследовательскую, коммуникативную, трудовую и др.);
- - Организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса обучения через взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социально-трудового направлений деятельности;
- - Сохранение и укрепление здоровья школьников;
- - Компенсация недостатков дошкольного и начального образования;
- - Развитие личности дошкольника в разновозрастной группе, учет индивидуальных особенностей каждого воспитанника;
- - Привлечение к работе высококвалифицированных специалистов, имеющих возможность не только обеспечить усиленный индивидуализированный процесс сопровождения, обучения и воспитания, но и активно участвовать в работе школы в режиме развития;
- - Изменение общественного сознания по отношению к людям с особыми образовательными потребностями и особенностями в развитии.
В настоящее время в ГОУ СОШ № 518 осуществляется целенаправленная работа по созданию комплексной безбарьерной образовательной среды.
Архитектурная недоступность здания школы может быть решающей в отказе выбора учебного образовательного учреждения детьми с проблемами опорно-двигательного аппарата. У нас в школе оказалось проще всего устранить архитектурные и физические барьеры.
После реконструкции здание было оборудовано пандусами при входе в школу и на первый этаж. В настоящее время осуществляется установка специального подъемника с первого по четвертый этаж для детей, передвигающихся с помощью инвалидной коляски. Таким образом, эта категория детей сможет свободно перемещаться по всему зданию школы. Одновременно, в школе оборудуются уборные комнаты для детей с ДЦП; приобретены специальные парты; кабинеты социального педагога и психолога оснащены необходимыми пособиями для работы; во время уроков в распоряжении родителей, сопровождающих своих детей по школе, зимние сады.
В настоящее время для детей с ограниченными возможностями здоровья оборудуется кабинет ЛФК.
В рамках современной школы существуют два «стандарта» содержания образования: стандарт обязательной образовательной подготовки «Ученик должен» и стандарт индивидуальных возможностей «Ученик может».
Пытаясь разрешить существующие противоречия педагогический коллектив ГОУ СОШ № 518 использует в своей работе новую педагогическую технологию – инклюзивное образование, в основу которой положен принцип признания педагогами индивидуальных особенностей учащихся, и готовность школы создавать необходимые условия для удовлетворения образовательных потребностей всех детей без исключения.
Инклюзивное (включающее) образование представляют собой альтернативу классно-урочной организации учебного процесса. Эта технология использует педагогику отношений (а не требований), природосообразный учебный процесс (отличающийся от урока и по конструкции, и по расстановке образовательных и воспитывающих акцентов).
Инклюзивное образование, выступающее как одна из форм альтернативного обучения, основано на следующих приоритетах:
- - Социальная адаптация ребенка на каждом возрастном этапе;
- - Природосообразность образовательных задач, методов и методик как возможностям ребенка, так и общей логики развития;
- - Развитие информационно-коммуникативных компетенций, умений взаимодействовать с другими людьми;
- - Создание безбарьерной образовательной среды.
Используя традиционные для педагогического коллектива методы и приемы работы по повышению учебной мотивации учащихся, опираясь на опыт работы школы в направлении социального проектирования, в рамках использования технологии инклюзивного образования педагогическим коллективом школы отрабатываются следующие аспекты:
- - разработка и апробация новых форм многоуровневой подачи учебного материала и организации урока;
- - разработка индивидуальных учебных маршрутов и планов;
- - организация работы междисциплинарной команды специалистов;
- - создание системы воспитания толерантного самосознания у учащихся;
- - создание условий общей доступности образовательного учреждения.
Командой специалистов классов инклюзивного обучения ГОУ СОШ № 518 разработано положение о безотметочном обучении, утвержденное на педагогическом совете в декабре 2007года.
В рамках образовательного процесса ГОУ СОШ № 518 существует компенсирующая модель использования дистанционного обучения: очная работа учеников под руководством учителя с удаленными от них ресурсами и источниками информации.
Школа обладает достаточной базой для традиционного использования в учебном процессе информационных технологий: имеются два компьютерных стационарных класса и технический центр, все компьютеры объединены локальной сетью, выход в Интернет может осуществляться с любой машины.
Создание в школе беспроводной локальной сети может повысить эффективность внедрения технологии инклюзивного обучения, дать возможность учащимся с особыми образовательными потребностями работать в своем собственном режиме, по индивидуальной программе, не будучи привязанными к определенному рабочему месту.
Победа школы в Приоритетном Национальном Проекте «Образование» в 2008 году дало возможность оборудовать интерактивный переносной компьютерный класс, который, в свою очередь, станет важным шагом в дальнейшем развитии инклюзивного образовательного пространства школы.
Эффективная реализация включения ребенка с особыми образовательными потребностями в среду образовательного учреждения представляется практически невозможной без специализированного социально-психолого-педагогического сопровождения как процесса включения в целом, так и его отдельных структурных элементов. Создание модели психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса рассматривается как одно из основных условий и составляющих успешности работы программы «Образование без барьеров»
Основные направления работы социально-психологической службы школы:
- - Проведение психолого-педагогической работы по развитию детей 5-6 летнего возраста в условиях новых для ГОУ СОШ № 518 форм образования: дошкольное отделение при школе, вариативные группы кратковременного пребывания, совместная деятельность с детскими садами.
- - Ранняя (на ступени дошкольного отделения) профилактика различных отклонений в развитии ребенка.
- - Психологическое сопровождение образования детей с различными нарушениями и отклонениями в развитии, детей с особыми образовательными потребностями.
- - Психологическое сопровождение деятельности по обеспечению психологического и физического здоровья учащихся, предупреждение возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии школьников.
- - Выявление и изучение причин, мешающих успешному развитию и общению учащихся с целью оказания своевременной помощи.
- - Устранение отклонений в психическом и личностном развитии школьников, работа по формированию их личности, помощь в решении тех проблем, с которыми обращаются к психологу.
- - Снижение уровня тревожности у родителей.
- - Приобщение педагогического коллектива, учащихся и их родителей к психологическим знаниям.
- - Деятельности по организации психологически безопасной среды.
Педагог-психолог осуществляет постоянное динамическое наблюдение за учащимися начальной школы, детьми-инвалидами, детьми-билингвами и учащимися класса КРО. Работа с остальным контингентом учащихся школы ведется по запросу или в порядке запланированных мероприятий.
При необходимости дети направляются на дополнительные консультации в Центры психолого-педагогической реабилитации и коррекции, медицинские учреждения.
Социально-адаптационное сопровождение предусматривает также формирование толерантных установок у школьников начального, среднего и старшего звена. Для учащихся начальных классов идут уроки «Добра», организуемые Российской общественной организацией инвалидов «Перспектива», совместные мероприятия и праздники. Воспитательная работа по формированию толерантных установок проходит в рамках работы неформальной детской организации школы «Остров сокровищ», совместных «добрых дел», недели толерантности.
|
В 2008 году средняя общеобразовательная школа №518 стала победителем Приоритетного национального проекта
"Образование" и вошла в двадцатку лучших школ Москвы - победителей ПНПО
|